Принято Приложение
на заседании педагогического совета Утверждено
от 16.01.2016г. , протокол №5 приказом директора МОБУ Лицея № 3
от 18.01.2016г. № 41
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей №3 г. Сочи
Программа
по профориентации учащихся
«Будущее в моих руках»
на 2015-2017 гг.
Содержание
Стр.
- Введение 2
- Обоснование программы 2
- Цель и задачи Программы 2-3
- Нормативно-правовое обеспечение программы 3
- Основные направления 3-5
- Исполнители Программы 5
- Оценка эффективности реализации Программы 5
- Формы работы 5
- План реализации программы 6-11
- Целевые критерии и показатели (индикаторы) результативности программы 11
- Планируемые результаты 11
- Введение
Целевая Программа по профориентации «Будущее в моих руках» для учащихся МОБУ Лицея № 3 на 2015-2017 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в Лицее.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
- Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают выпускников осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательства. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости выпускников на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в Лицее, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации « Будущее в моих руках».
3. Цель и задачи Программы
Цель: разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия, способствующие формированию у учащихся профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
- Скоординировать действия администрации Лицея, учителей-предметников, психолога по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей.
- Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы по образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования в классах с дополнительной (углубленной) подготовкой обучающихся в рамках естественно-научного профиля по физико-математической и информационно- математической направленностям.
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Сформировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
4.Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепция Модернизации российского образования;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- Конституция РФ (ст. 37);
- Трудовой кодекс РФ
- совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27 августа
2013 г. № 390/985 «О межведомственном координационном совете по
профессиональной ориентации молодежи»;
- план профориентационной работы МОБУ Лицея №3 г. Сочи;
- план профориентационной работы классных руководителей с учащимися;
- циклограмма классных часов, родительских собраний по профориентационной направленности;
- положение о профориентационной работе в МОБУ Лицее №3.
5. Основные направления
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся МОБУ Лицея №3 в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у учащихся осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в Лицее.
- Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству выпускников.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы |
Пропедевтический |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. |
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. |
Поисково-зондирующий |
Формируется чувство взрослости. |
Темы классных часов
|
Период развития профессионального самоопределения |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов |
Учащиеся |
Период уточнения социально-профессионального статуса. |
Дискуссии |
6. Исполнители Программы
Главным исполнителем Программы является администрация Лицея. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, учителя-предметники, психолог Лицея, социальный педагог.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию учащихся к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить учащихся основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
- Формы работы
- Экскурсии;
- уроки;
- классные часы;
- анкетирование;
- дискуссии, диспуты;
- исследовательские работы (групповые и индивидуальные);
- встречи со специалистами различных профессий;
- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
- консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);
- элективные курсы;
- родительские собрания;
- встречи с представителями учебных заведений;
- предметные недели;
- олимпиады;
- творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.)
9. Этапы реализации программы
I этап: проектный – 2015 год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2016 год.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – 2017 год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы Лицея по профориентации.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
10. План реализации программы
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы |
|||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся. |
Август 2015 |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях города. |
Сентябрь 2015 |
Социальный педагог |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь 2015 |
Заместитель директора по ВР |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР |
5. |
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов» |
Октябрь 2015 |
Руководители МО |
6. |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся. |
2015 - 2017 |
Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы |
|||
|
|||
|
Реализация городской программы по профориентации: |
||
1. |
Экскурсии на предприятия города. |
Ежегодно |
Классные руководители |
2. |
Экскурсии в учебные заведения г. Сочи |
Ежегодно по плану |
Классные руководители |
3. |
Ярмарка профессий «Шаг в будущее». |
Ежегодно |
Классные руководители |
4. |
Городская акция «Чистый город». |
Ежегодно , ноябрь-январь |
Классные руководители |
5. |
Городская Неделя профориентации |
Ежегодно, сентябрь |
Классные руководители |
6. |
Краевая акция «Планета ресурсов» |
Ежегодно, сентябрь |
Классные руководители |
7. |
Краевой форум «Создай себя сам» |
Ежегодно, октябрь-ноябрь |
Классные руководители |
8. |
Городская выставка-ярмарка учебных и рабочих мест «Сделай свой выбор» |
Ежегодно, ноябрь |
Классные руководители |
9. |
Городской конкурс компьютерных презентаций «Профессия под микроскопом» |
Ежегодно, апрель |
Классные руководители |
|
Реализация школьной программы: |
||
1. |
Профориентация учащихся на уроках. |
Ежегодно |
Учителя предметники |
2. |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии». |
Ежегодно, октябрь |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
4. |
Конкурс творческих проектов |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
5. |
Проведение тематических классных часов: |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь, педагог – психолог, |
6. |
Проведение спецкурсов профессиональной направленности |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР, УМР |
7. |
Информационно – просветительская работа:
- «Твое профессиональное будущее»;
|
2015 - 2017
|
Заместитель директора по ВР |
8. |
Родительские собрания |
Ежегодно: ноябрь декабрь
февраль |
Классные руководители, психолог администрация
|
9. |
Профессиональная адаптация учащихся.
|
В течение всего периода
|
Классные руководители |
2.Диагностика и консультирование. |
|||
1. |
Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:
● «ДДО» |
Ежегодно |
Психолог Лицея |
2. |
Консультирование родителей: |
Ежегодно |
Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный педагог |
3.Профадаптация |
|||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в |
Классные руководители, заместитель директора по ВР |
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Социальный педагог |
3. |
Организация работы трудовой бригады. |
Июнь - август |
Социальный педагог |
4. |
Вечер встречи выпускников |
Ежегодно в |
Классные руководители. |
Мониторинг качества профориентационной работы |
|||
1. |
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся |
2015-2017 |
Руководители МО |
2. |
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. |
2015-2017 |
Социальный педагог |
3. |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: |
2017 |
Социальный педагог, |
1-4 классы
Цель – приобщение учащихся к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, формирование установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности.
- Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельности.
- Профориентационные минутки на уроках.
- Школьные конкурсы.
- Встречи с родителями – представителями различных профессий.
- Организация внеурочной деятельности.
- Интеллектуально – практический марафон «Профессий много есть на свете».
- День профориентации.
- Мониторинг профориентационной работы.
5-8 классы
Цель – формирование сознания учащимися своих интересов. Способностей. Общественных цен
ностей. Связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
- Диагностика индивидуальных особенностей, интересов. Склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
- Профориентационные минутки на уроках.
- Профориентационные уроки по предметам ( 1 раз в год).
- Система дополнительного образования.
- Интеллектуально-практический марафон «Всё обо всём».
- Участие в конкурсах различного уровня.
- Экскурсии на предприятия и организации.
- Встреча с представителями различных профессий.
- Знакомство с рынком труда района, города.
- День профориентации.
- Мониторинг профориентационной работы.
9-11 классы
Цель – формирование представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
- Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
- Профориентационные уроки по предметам ( 1 раз в год).
- Система дополнительного образования.
- Знакомство с рынком труда в стране.
- Профильное обучение. (профильные предметы, элективные курсы).
- Социальные практики.
- Дистанционное обучение.
- Встречи с представителями людей разных профессий, экскурсии в ВУЗы и СУЗы.
- День профориентации.
- Довузовская подготовка.
- Встреча с выпускниками Лицея, успешными в своих профессиях.
- Мониторинг профориентационной работы.
На всех этапах должна заполняться «Профориентационная карта учащегося». Ведение профкарты позволит классному руководителю и психологу прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика. Профориентационная карта позволит своевременно оказывать помощь учащимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и профконсультирование.
11.Целевые критерии и показатели (индикаторы)
результативности программы
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Информация о профессии и путях её получения. |
Количество участия в конкурсах профориентационной направленности, днях открытых дверей СУЗов и ВУЗов; буклетов, памяток, презентаций; освещение на информационных стендах и сайте Лицея. |
2. |
Включение учащихся во внеурочную деятельность, реализация профильных курсов |
Численность учащихся, включённых во внеурочную деятельность, расписание занятий внеурочной деятельности. |
3. |
Степень самопознания учащегося |
Результаты мониторингов, анкетирования по самоопределению учащихся. |
4. |
Участие в конкурсах |
Результативность участия в конкурсах. |
5. |
Поступление учащихся в ВУЗы, СУЗы |
Численность учащихся, поступивших в ВУЗы и СУЗы. |
12. Планируемые результаты
1. Создание системы комплексного мониторинга.
2. Повышение личностного самопознания школьников.
3. Объективная оценка своих способностей школьниками и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития.
4. Высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.
5. Приобретение знаний соответствующих способностям и интересам при выборе профиля обучения.
6. Создание единого информационного пространства по профориентации.
Дорогие учащиеся 8 -11 классов 2015/2016 учебного года!
Международный общественный фонда культуры и образования
г. Санкт-Петербург информирует:
Олимпиады для школьников проводятся Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена на протяжении последних десятилетий.
Главную цель олимпиад университет видит в выявлении талантливой молодежи, развитии индивидуального творческого потенциала, популяризации науки. Творческий характер и высокий уровень олимпиадных заданий позволяет наиболее талантливым из числа учащихся 8-11 классов проявить свои способности. Несомненные преимущества участия в Герценовских олимпиадах видятся в возможности для учащихся 8 -10 классов опробовать свои силы, пройти предварительную подготовку для успешного участия в олимпиадах в будущем.
На сегодняшний день РГПУ им. А. И. Герцена является организатором Герценовских олимпиад школьников по биологии, географии, иностранным языкам (по английскому, испанскому, немецкому и французскому языкам).
Герценовская олимпиада школьников по предметам: биология, география, иностранные языки входит в проект Перечня олимпиад школьников на 2015-16 учебный год, что дает право ее победителям и призерам претендовать на одну из льгот при поступлении в вузы РФ: поступление без вступительных испытаний или 100 баллов по профильному предмету ЕГЭ. Начиная с 2016 года результаты этих олимпиад действительны в течение 4 лет.
Все зачетные олимпиады проходят в 2 этапа: дистанционный и очный.
Все дистанционные этапы проходят на сайте http://olymp.herzen.spb.ru
Дистанционный этап ГОШ по биологии 23.11.2015-25.01.2016
Дистанционный этап ГОШ по географии 23.11.2015-31.01.2016
Дистанционный этап ГОШ по иностранным языкам, делится на два тура:
17.11.2015 — 25.12.2015
11.01.2016 — 25.01.2016 (сроки могут быть скорректированы)
Очные этапы всех олимпиад состоятся в середине марта 2016 года.
Чтобы принять участие в олимпиаде, необходимо зарегистрироваться в системе «Абитуриент-онлайн» https://abit.herzen.spb.ru/public/welcom
Полную информацию по Герценовским олимпиадам школьников можно получить на сайте РГПУ им. Герцена http://olymp.herzen.spb.ru.
Заключительный этап планируется провести в ЦТРиГО г.Сочи, ул.Красноармейская,30
Получить дополнительные сведения по проведению заключительных туров олимпиады в г.Сочи можно по тел. 89189165763
Региональный представитель Международного общественного фонда культуры и образования Зенина Алла Викторовна