Паспорт проекта
Название проекта |
«Робототехника в Лицее»
|
Разработчики проекта |
Тертерян Маргарита Юрьевна, директор Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицея №3 г. Сочи |
Координатор проекта |
Козырева Лариса Геннадьевна, заместитель директора по УВР МОБУ Лицея №3 |
Цель проекта |
Определение места и роли робототехники в Лицее. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство Лицея. |
Задачи проекта |
робототехнологий в образовательном процессе.
|
Этапы и сроки реализации проекта |
|
Целевая аудитория проекта |
Учащиеся 4-6 классов, учителя, родители. |
Нормативная база |
|
Бюджет проекта |
Средства муниципального бюджета, бюджета Лицея, внебюджетные средства. |
Предполагаемые результаты |
|
Целевые показатели реализации проекта |
|
- Актуальность развития направления «Робототехника» в Лицее
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач. Современный человек должен быть мобильным, технически грамотным, готовым к внедрению инноваций в жизнь. Достижению обозначенных целей способствуют такие научные дисциплины как физика, информатика, математика, химия, биология, экология. А синтезатором данных наук, способным развить техническую грамотность детей через научно-практические исследования и творческие проекты является робототехника. В перспективе курс робототехники в Лицее может стать одним из интереснейших способов изучения не только компьютерных технологий и программирования, но и всего окружающего мира.
Актуальность включения робототехники в образовательное пространство Лицея определилась возрастанием следующих противоречий:
социально-педагогического характера – между требованиями времени и общества к информационной компетентности учащихся и реальным состоянием сформированности информационной компетентности учеников (в контексте применения робототехники);
научно-теоретического характера – между включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке;
научно-методического характера – между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике.
Из противоречий вытекает проблема проекта: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни?
Начиная работу по заявленной теме, мы предположили, что формирование информационной компетентности учащихся (в контексте применения робототехники)будет успешным при выполнении следующих условий:
- Готовности учителей к самообразованию.
- Рассмотрении используемых технологий, средств и методов обучения и выборе наиболее подходящих при изучении основам робототехники.
- Четком определении места и роли робототехники в образовательном пространстве школы.
Успешность реализации определяется комплексом условий:
- создание лаборатории робототехники: оснащение современным учебным инструментарием, который предоставит учащимся обширный практический опыт (наборы LEGO MINDSTORMS EV3, набор дополнительных элементов к конструктору 9797 «Возобновляемые источники энергии», датчики HiTechnic для конструкторов ПервоРобот NXT, поля для подготовки к соревнованиям и т.д.);
- разработка учебных программ по робототехнике;
- развитие серии занятий и курсов по робототехнике для учащихся всех ступеней обучения;
- сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями по вопросам образовательной робототехники.
|
- Общие сведения о проекте
Целью настоящего проекта является определение места и роли робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство Лицея.
Объект проекта: Робототехника в образовательном пространстве школы.
Предмет проекта: Робототехника.
Конечный практический результат: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы.
В соответствии с целью и предположением перед Лицеем ставятся следующие задачи:
- определить роль и место робототехники в современной школе;
- обучить педагогов;
- рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы и выбрать оптимальный;
- разработать курс «Образовательная робототехника» и апробировать в учебном и внеучебном процессе;
- обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в образовательном процессе.
1-й этап - Подготовительный этап (май 2014г. – август 2014г.
На первом этапе планируется осуществить поиск необходимой информации, ознакомиться с лего-конструкторами, изучить роль и место курса робототехники. Определить объект, предмет, цель, задачи и базу опыта, подобрать методики и технологии обучения учащихся. Также планируется обучение педагогов основам робототехники, разработка уроков в начальной и средней школе с применением лего-роботов, разработка программы работы кружка на первый и второй годы обучения, выбор наиболее подходящих технологий, средств и методов обучения при изучении основам робототехники. Разработка программы элективного курса «Программирование в робототехнике», изучение возможности встраивания робототехники в предметы «Информатика и ИКТ», определение разделов курса информатики и ИКТ, на которых возможно применение робототехники.
2-й этап - Реализация проекта (сентябрь 2014г. – май 2016г.)
На втором этапе– планируется создать учебно-методические материалы по окружающему миру, технологии, физике, разработать комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ, а также учебные материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение. Создать учебно-методические материалы для занятий элективного курса. Обобщить разработанные материалы в методических сборниках.
Также, помимо основных занятий по робототехнике, планируется проводить различные внешкольные мероприятия, позволяющие привлечь интерес к данному направлению. Это конкурсы по робототехнике, круглые столы, викторины, мастер – классы по конструированию и программированию роботов, а также подготовка и участие команд в соревнованиях различного уровня.
3-й этап - Итоговый/Аналитический этап (сентябрь 2016г. – декабрь 2016г.)
На третьем этапе - планируется оформление сборников методических материаловдля преподавания курса «Информатика и ИКТ», «Робототехника»; проведение динамики успехов обучающихся,обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения робототехники в образовательное пространство Лицея.
Материально-техническая база Лицея в области Робототехники
№ п.п |
Наименование оборудования |
Кол-во |
1. |
Конструктор LEGOMindstormsNXT 2.0. № 9797; |
6 |
Формы реализации проекта:
- внеурочная деятельность в рамках ФГОС в 4-5 классах
- кружки и элективные курсы в основной школе.
Эффективность обучения основам робототехники зависит от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный – предъявление информации
Управление процессом внедрения курса включает следующие управленческие
функции: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция. Данный вид деятельности необходим, т.к. процесс необходимо анализировать, планировать, организовывать, контролировать и, конечно, корректировать.
Действия в рамках функции контроля:
- Выделение индикативных показателей.
- Входной мониторинг сформированности информационной компетентности учащихся.
- Определение роли и места курса.
- Построение системы учебных задач.
- План работы педагога на учебный год.
- Разработка рабочих программ кружка, элективного курса.
- Доработка рабочих программ курса «Информатика и ИКТ» для внедрения основ робототехники в предмет.
- Выбор наиболее эффективных технологий, методов, форм и средств
- организации обучения основам робототехники.
- Участие учеников в робототехнических соревнованиях различного уровня.
- Создание межпредметных творческих проектов для участия в конкурсах проектов.
- Управление процессом усвоения знаний – проведение
- промежуточных мини-соревнований, выполнение исследовательских
- практических работ, контрольных срезов, тестов.
- Воспитание мотивации и формирование познавательного интереса.
- Промежуточный и итоговый мониторинг сформированности информационной компетентности учащихся.
- Коррекция самообразования педагога.
- Коррекция рабочей программы педагога (в частности, тематического планирования).
Индикативность показателя успешности проекта:
- Показатели мотивации учебной деятельности.
- Показатели сформированности ОУУН.
- Результаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.
- Содержание инновационного педагогического опыта работы.
Информационное освещение и популяризация проекта
- информационные стенды Лицея;
- создание рубрики на сайте Лицея «Робототехника»;
- создание банка методических материалов по работе с учащимися Лицея по курсу «Робототехника».
Ожидаемые результаты внедрения курса
- Определение роли и места курса «Образовательная робототехника» в образовательном пространстве школы. Описание структуры курса и его компонентов.
- Создание программ кружка «Основы робототехники. LEGO Mindstorms NXT» на два года обучения. Разработать методические обеспечение занятий: конспекты занятий и презентации к ним.
- Создание рабочей программы элективного курса «Программирование в робототехнике» для учащихся 8 кл. Разработать конспекты занятий, презентации к ним, систему зачетных заданий и тестов.
- Определить темы курса «Информатика и ИКТ», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс. Скорректировать тематическое планирование тем. Разработать методические материалы для их преподавания.
- Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Все описанное выше должно позволить сформировать у выпускников Лицея информационную компетентность, использовать полученные знания при изучении других предметов, создать в урочной и внеурочной деятельности по информатике развивающую образовательную среду, которая повлекла повышение качества знаний учащихся. Описанные мероприятия должны способствовать освоению и соблюдению норм общения, поведения, общепринятых ценностей человеческого общества, созданию положительной мотивации и стремления к успеху, творчеству.
Внедрение единой системы обучения основам робототехнике в Лицее будет являться важным этапом развития технических навыков и умений школьников. «Основы робототехники» в Лицее позволят привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами и технологами. Именно поэтому внедрение образовательной робототехники в Лицее – большой шаг в сторону начального инженерного образования и начальной профориентации.
Стаж |
27 лет |
20 лет |
12 лет |
4 года |
14 лет |
10 лет |
20 лет |
1 год |
24 года |
- В наличии позитивный опыт реализации образовательной программы «Жить в мире с собой и другими», реализующейся в Лицее с 2012г. и направленной на повышение уровня осведомлённости, осознания проблем людей с инвалидностью, формирование у школьников толерантного отношения к людям с инвалидностью, активного вовлечения самих людей с ОВЗ в общественную и спортивную жизнь. В рамках данной программы обучающиеся Лицея приняли участие в таких значимых мероприятиях города, как:
- реализация проекта «Одна школа – одна страна»;
- фестиваль «Спорт равных возможностей»;
- городская эстафета Паралимпийских игр;
- в рамках программы «Зритель» обучающиеся Лицея приняли участие во встрече Паралимпийского огня, а также посетили соревнования Паралимпийцев.
|
- Общие сведения о проекте
Целью настоящего проекта является создание системы работы в Лицее для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения обучающимися, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи проекта:
- Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
- Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребёнку и его семье, помощи педагогам.
- Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ с учётом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
- Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
- Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей вовлечённых в процессе образования.
- Развитие социального партнёрства с организациями и учреждениями, защищающими права детей-инвалидов и детей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.
- Привлечение внимания общественности и формирование положительного отношения к проблеме инклюзивного обучения детей.
- Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
В основу проекта «Мир больших возможностей» положены идеи Л.С.Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребёнка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности. Традиционная система психолого-педагогического сопровождения учащихся, функционирующая в специальных образовательных учреждениях, не обеспечивает необходимых условий для воспитания самостоятельной независимой личности и приводит, как правило, к возникновению иждивенческих установок, снижению мотивации достижений, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков. А ведь развитие ребёнка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника. Поэтому для Лицея стало значимым введение в социум детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
1-й этап – организационно-подготовительный (август 2014г. – август 2015г.)
На первом этапе реализации проекта в Лицее создаётся творческая группа учителей, формирование базы данных по детям-инвалидам и детям с ОВЗ, создание на сайте Лицея рубрики «Инклюзивное образование», разработка пакета документов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в Лицее (локальные акты Лицея, разработка планов работы, рабочих программ), а также информирование общественности по внедрению инновации. В Лицее будет создан психолого-педагогический центр, цель которого является обеспечение доступности, единства и преемственности семейного, общественного воспитания, повышения педагогической компетентности, родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ.
2-й этап – практический (сентябрь 2015г. – декабрь 2016г.)
На втором этапе реализации проекта выстраивание взаимодействия психолого-педагогической службы Лицея – педагоги – родители (законные представители), обеспечивающего непрерывность, преемственность инклюзивного процесса. Данное взаимодействие позволит на практике обеспечить последовательную контекстную преемственность между различными этапами инклюзивного образования и осуществить системный подход к включению детей с ОВЗ в социум. На данном этапе будет проведено повышение квалификации по инклюзивному образованию педагогов, использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов, а также функционирование работы методической службы по созданию условий для инклюзивного обучения, сбор материала для мониторинга результатов реализации данного проекта.
III этап - обобщающий/аналитический (январь 2017г. – август 2017г.)
На третьем этапе реализации проекта планируется оформление сборников коррекционно-развивающих занятий, составление методических рекомендаций по реализации проекта; проведение динамики успехов обучающихся с ОВЗ, проведение мониторинговых мероприятий в Лицее, обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения инклюзивного образования в Лицее, оформление отчётной документации
Возможные риски при реализации проекта
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ, детей-инвалидов и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учёт интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в Лицее могут возникнуть определённые риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
Во-первых: многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью. Не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во – вторых: семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют «особые» учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что всё внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ.
В – третьих: не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребёнка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учёбой наравне со сверстниками.
В – четвёртых: материально-техническая база может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
В – пятых: не исключён риск «формальной» инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса.
- Принцип дифференцированной помощи (учёт уровня мотивации, базового уровня знаний).
- Принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого).
- Деятельностный принцип( повышение активности родителей путём участия в различных видах совместной деятельности).
- Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
- Принципы инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Формы отслеживания результатов реализации проекта
- опросы, анкетирование всех участников образовательного процесса;
- диагностика личностного развития детей (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности);
- учёт посещения родителями общешкольных и классных мероприятий (журнал учёта).
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Схема реализации инклюзивного образования в Лицее
Информационное освещение и популяризация проекта
- информационные стенды Лицея;
- создание рубрики на сайте Лицея «Инклюзивное образование»;
- создание банка творческих педагогических достижений и достижений учащихся с ОВЗ.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- У детей с ОВЗ. детей-инвалидов будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
- Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Создание сети информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в контексте внедрения инклюзивного образования.
- Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
- Вовлечение детей с ОВЗ, детей - инвалидов в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и получение возможных положительных результатов.
- Приобретение учащимися Лицея опыта общения и толерантного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
- Сформированный банк информационно-методических материалов (диагностики, методики, технологии, тренинги), наиболее эффективных и востребованных форм и технологий обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.