ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Урок: литература
Класс: 11
Программа литературного образования. 5-11 классы. Автор: Т.Ф.Курдюмова
Тема урока: «Своеобразие лирики Б. Пастернака» («Загадка Сфинкса…»)
Тип урока: урок-исследование, урок-концерт
Форма урока: урок - эвристический семинар
Технологии: личностно ориентированного образования, использования средств ИКТ в предметном обучении.
Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение «MSPowerPoint» на базе “MSWindowsXP”; непосредственно презентация.

Цели урока
Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с  лирикой Б.Пастернака, используя средства ИКТ.

2. Через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия лирики Б.Пастернака включить их в поиск разгадки  его поэтического феномена (сделать их соавторами урока: выбор стихов, музыкального сопровождения, репродукций картин художников-пейзажистов).
Развивающие:

  1. Содействовать развитию:

- умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы;
- умения устанавливать связи с МХК через использование средств ИКТ;
- информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиаресурсов;
- воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
- умения общаться через работу в творческих группах;
- навыка рефлексивных действий.
Воспитательные:

  1. Способствовать формированию читательской культуры.
  2. Побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству Б.Пастернака, сказавшего гениальное слово в русской поэзии.

     3. Учиться наслаждаться чудом истинной поэзии

  1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:
- портрет поэта
- выставка книг Б.Пастернака
- выставка книг о Б.Пастернаке
- рисунки художника Леонида Пастернака, отца поэта
- рисунки ребят («Моё восприятие поэзии Б.Пастернака»)
- аудиозаписи музыки Скрябина, Баха, Бетховена, Шопена, Грига, Глиэра.

Примечание. Учащиеся заранее получают задание:
- разделиться на творческие группы («поэты», «музыканты», «художники», «философы»), которые, зная тему предстоящего урока, должны обратиться к дополнительной литературе по творчеству Б.Пастернака, изучить её, подготовить своё «направление» в структуре урока ( выбор стихов, подбор музыки, поиск иллюстраций для создания заранее подготовленной презентации)
- предварительно ознакомившись со списком предложенных стихотворений, ученики должны осмыслить их, подготовить собственный анализ, либо дать собственное истолкование и оценку одного из них, прочитав стихотворение с выражением наизусть (ученики вправе выбрать для творческого осмысления любое понравившееся стихотворение вне списка)
- после того, как прозвучат все подготовленные к уроку стихотворения, возможен выбор лучшего, по мнению ребят, исполнителя стихотворения поэта.
- итогом работы на уроках должны стать «отгадки» загадочной, своеобразной поэзии великого поэта

Список предложенных для чтения и анализа  стихотворений:
« Мчались звёзды…»
« Определение поэзии» 
« После дождя»
« Когда разгуляется»
«Весна»
«Сирень»
« Нобелевская премия»
« О, знал бы я, что так бывает…»
« Гамлет»
« Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

 

Ход урока.
Слово учителя.
Продолжим знакомиться с творчеством Бориса Леонидовича Пастернака.
Лирика его сложна. Стихи Пастернака нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам. Его поэзия ждёт вдумчивого, углублённого постижения, требует усилия мысли…
Поэзию Пастернака называют «загадкой Сфинкса».
Давайте вместе попытаемся приоткрыть завесу этой тайны, разгадать поэтический феномен Пастернака.
   Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр».

Чтение стихотворения « Мчались звёзды…». ( Звучит «Лунная соната» Бетховена). ( Т\лит - аллитерация). ( Ассоциация – космичность в восприятии мира).

И прислушивался сфинкс к Сахаре…

Давайте и мы прислушаемся к поэзии Пастернака, вслушаемся в звучание его стихов, всмотримся в его поэтические образы…

? Каково отношение поэта к поэзии?
   Каково его определение поэзии?   ( Пастернак начал писать стихи поздно – в 22 года. Его творческая биография простиралась до 1960 года. (Творил 48 лет.) 

Чтение стихотворения « Определение поэзии». ( Звучит музыка Скрябина).
? Какие виды искусства, кроме литературы, легли, по-вашему, в основу утончённого мировосприятия Пастернака?
Живопись(цвет), музыка(звук) – органично вошли в ткань его стихов.
? Кто был для Пастернака кумиром в музыке?        ( Скрябин).Творческая группа «музыкантов» делает краткое сообщение об этом Маэстре.
( Раздаётся звонок. Голоса приближаются: «Скрябин!»
О, куда мне бежать от шагов моего божества! «1905год».)
? В чём заключалось новаторство Скрябина?     ( Светомузыка).

? Каковы ваши ассоциации во время прослушивания музыки Скрябина?
Какова, по-вашему, «светомузыка» стихов Пастернака?

Чтение стихотворения « После дождя». (Звучит музыка Шопена).
Обратите внимание, что у каждого из нас рождаются свои ассоциации…
Каждый по-своему чувствует, понимает поэта…
Правильно ли это?
Наверное, ответ можно найти в словах М.Цветаевой…(эпиграф)
( В одной из записей Пастернак сказал о читательском качестве: « Чтобы понимать стихи, то есть брать от них наибольшее, нужно воображение: быстрота и подвижность (гибкость) ассоциаций.»)

Бориса Леонидовича всегда влекла природа. И, продолжая традиции Фета, Тютчева, Пастернак в стихах изложил свою философскую концепцию мира, как будто предполагал, какие трудности ждут его читателя.

Чтение стихотворения « Когда разгуляется».  Звучит музыка Глиэра.
? Каково отношение поэта к природе? ( Храм, а не мастерская.)
Поэт назвал природу моделью «божьего мира».
Ранняя лирика поэта наполнена почти в буквальном смысле языческим преклонением перед природой. ( Поэт Виктор Боков назвал Пастернака «собеседником рощ»).

Чтение стихотворения «Весна». ( Звучит музыка Скрябина).
? Знакомясь со статьями критиков, посвященными творчеству П., какие вы отметили для себя наблюдения, помогающие разгадать тайну пастернаковского Сфинкса?  ( Стихотворение «Весна» выражает восторг и чувство внутреннего трепета. Восклицательные предложения, восторженные междометия создают приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюблённого в природу поэта.) Наверное, чуткий внутренний слух музыканта помог Пастернаку в этой поэтической зарисовке воспроизвести звуки пробуждающегося мира природы.

Чтение стихотворения « Сирень» (« Светает») из сборника «Сестра моя – жизнь», который, по мнению современников поэта, был одним из самых характерных, самых пастернаковских.      (Звучит музыка Шопена).
 Текст стихотворения предоставлен каждому ученику.
Анализируется стихотворение на лексическом уровне.
(Это поэтическое откровение, попытка «угадать», интуитивно постичь скрытые «тайны» природы…). Физически ощущается, как деревья, цветы, капли дождя живут в стихотворении своей жизнью.

   Чуть светает. Слышится лёгкий шелест листвы, к которой прикасается ветерок.
Покачивается на ветке «воробышек»…Вот незамысловатое содержание 1-й строфы.
Давайте вглядимся: можно различить 3 цвета: сероватый( утро) – цвет оперения птицы, едва различимый зелёный – именно такая в эту пору листва, сиреневый – у соцветий.
2 строфа. По саду пробегают первые лучи солнца. И он, «обрызганный, закапанный» прошедшим ночью дождём ( кстати, дождь – любимейшее явление природы Пастернака), загорается: в каждой капле – «запонке» вспыхивает синий огонёк («мильоны синих слёз»). Он «слепит» невольного наблюдателя. ( У каждого подлинного поэта есть свой элемент. Родной элемент у Пастернака – текущая вода, чаще всего – дождь. Он знаменует воздействие таинственной, внеземной силы на природу).
В этой строфе преобладает синий цвет. Но должны быть ещё и оттенки цветов. «Запонки» различны по величине, форме, в каждой из них отразилось небо.
По свидетельству А. Блока, который присутствовал на скрябиновсом эксперименте, звук ми вызывал у Скрябина, Римского-Корсакова одну цветовую ассоциацию – голубое!
И если пофантазировать, то звук ми и небесный цвет – пастернаковская цветомузыка этой строфы.
3-я и 4-я строфы – зарисовка ночного сада (контраст). Чёрный цвет ночи.         Тревожный аккорд: «забористая», «в окошко торкался», «ставень дребезжал».
5 строфа. Сад «разбужен», и «обводит день теперешними глазами анемон».
Та же цветовая гамма, та же звуковая тональность.
Стихотворение наполнено цветом. У Пастернака необычная, самобытная манера» мазка», как сказали бы о живописце.
По своей композиции это стихотворение напоминает СОНАТУ, сопровождающуюся цвето-световым эффектом.
Мир подвижен, стремителен, подвержен переменам и переходам.
Ритмика стихотворения, интонация и необычность синтаксиса приближены к разговорной речи. Неповторимая интонация, его умение совмещать в словаре ограничительно-житейское, почти бытовое («торкался») и необъятно-поэтическое, безграничное. Синтаксис гибок и верен голосу жизни, разговорной речи.
Стихотворение  звучит свежо.
В нём поэтический мир Пастернака естественно и преднамеренно сливается с миром природы и души человеческой. Ощущается очарование жизни и жизнью.

   Вслед за Тютчевым, Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык.
Поэтому в стихотворении» Светает» она не фон, не декорация, а действующее лицо.
Поэт  прислушивается к звукам природы, которые, подобно звукам музыкальных инструментов, входящих в состав оркестра, сливаются в симфонию, которую слышит поэт, да и не только слышит, а и «видит», как его вдохновитель – композитор Скрябин, обладавший так называемым «цветным слухом».

 

Пастернак боготворил природу, но она была не единственной темой его лирики. В ней своеобразно отражалось то непростое время, в котором он жил.

Чтение стихотворения« Нобелевская премия». ( Звучит музыка Баха).
? Как вы оцениваете это стихотворение? Какие оно вызывает ассоциации?
Валерий Брюсов говорил, что «его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности».
Чтение стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»
Это стихотворение было написано в 1931 году, во время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий.

Чтение стихотворения «Гамлет».  Комментарий к стихотворению. Анализ. (Глубина и эмоциональный накал).

Чтение стихотворения « Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
                                                                                 ( Звучит музыка Глиэра).

В чём же заключается своеобразие лирики Бориса Пастернака?
Каковы разгадки его поэтического феномена?
(Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, писал: « Кто действительно любит поэзию, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения. Поэтому не каждому дано испытать наслаждение чудом истинной поэзии…»)

ВЫВОД. «Разгадки» поэтического феномена Пастернака:

- философское осмысление роли человека на земле, тонкость психологического анализа страстей и заблуждений человека
- единосущность человека и Природы
- сложность и философская глубина лирики
- гуманизм
- призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, чтобы не нарушить гармонию жизни
- правдивость, высочайшая степень художественной выразительности
- психологизм
- насыщенность метафорами
- попытка запечатлеть текучесть и слитность мыслей, чувств, картин
- раскованный синтаксис, похожий на речь удивлённого, внезапно заговорившего человека
- живописность и музыкальность
- «скрябинское» восприятие мира природы
- высокая ассоциативность мышления поэта
- метафоричность языка
- умение видеть мельчайшие детали
- эмоциональная интонация и т.д.
Восхищает то, с какой сосредоточенностью и проникновенностью вслушивается поэт в звучащее вокруг него бытие…

Рефлексия.
 ? Что понравилось на уроке? Не понравилось? Что удалось? Не удалось осуществить?
? Лучшие чтецы?
Выставление и комментирование оценок.
Задание на дом:
сочинение- анализ стихотворения Б. Пастернака (по выбору).

 

Рекомендуемая литература:
Б.А.Кац. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака Л.,1991
Я.Платек. «Верьте музыке» М.,1989
Б.Пастернак «Темы и вариации». С.-Петербург.Изд. «Азбука-классика». 2002
Б.Пастернак «Поэзия». Москва. Изд. АСТ.2003г
Д. Быков «Борис Пастернак» серия ЖЗЛ Москва, Молодая гвардия, 2008