ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Урок по русскому языку.
Авторы:Михалёва Людмила Петровна (МОБУ Лицей №3)
Класс:6
Учебник: Русский язык
Авторы: С.И.Львова
Тема занятия:Подготовка к сочинению по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Цель урока: Продолжить обучение написанию сочинений по картине.

Обучающая: Рассмотреть выразительные возможности причастий и деепричастий. Совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера.
Развивающая: Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание.
Воспитывающая: Продолжить эстетическое воспитание.
Метапредметные: формирование умения взаимодействия в коллективе.
Планируемые результаты:

  • Предметные: Умение писать сочинение по картине.
  • Межпредметные: Умение мотивированно оценивать свои поступки в ситуации выбора, использовать полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, трансформировать словесные образы в зрительные.
  • Метапредметные: Смысловое чтение. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме. Способность участвовать в речевом общении,
  • Личностные: Воспитание интереса к художественному слову через  разнообразные формы организации учебной деятельности. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.  Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.

Понятия: тема, идея, композиция, портрет.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Вид используемых ИКТ: презентация,
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы:  http://images.yandex

Материалы и оборудование: Репродукция картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Презентация с картинами К. Е. Маковского в программе Power Point.
«Русский язык». Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 2 и Ч. 3
Технологическая карта урока


План урока

Методы
обучения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Организационный момент
2 мин.

 Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Самоорганизация на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя

 Организация  учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами известная картина замечательного русского художника-передвижника. (Слайд 1)
- Кто из вас знает, как называется эта картина?
Кто её автор? (Это репродукция  картины «Дети, бегущие от грозы» замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского».
- Где находится это полотно? ( В Третьяков­ской галерее).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Описывать картину)

  •  Назовите части речи, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках? (Причастие и деепричастие).
  • Чем интересно название картины? (В названии употреблен причастный оборот).
  • Почему, по-вашему, сегодняшний урок следует за темой «Деепричастие и причастие как особые формы глагола»?

(Очевидно, эти части речи помогут ярче и выразительнее описать предложенную картину).

1. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Словесный, познавательный, эвристический

Слушают учителя

 

 

 
Ученик читает
стихотворение   Федора Тютчева «Весенняя гроза».
(Слайд 3)

 

Мотивация учебной деятельности, целевая установка
- С чем у вас  ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»)
А какова «Весенняя гроза»
у Федора Ивановича Тютчева?
Давайте послушаем это замечательное стихотворение.    
Ваше восприятие тютчевской грозы?
( В стихотворении Ф. И. Тютчева  встречаются слова, обозначающие различные звуки.  Причём очень часто они  сопровождаются ярко  окрашенными словами. показана мощь грозы в стихотворении (грохочет,  как бы резвяся и играя, , гремят раскаты молодые, повисли перлы дождевые).    Грозе Тютчева  сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше  восприятие грозы).
А сейчас давайте окунёмся в мир природы  и прослушаем звуки  грозы.   http://www.samoylenko.info/music/
Когда вы смотрите на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», вы слышите эти звуки?

2.Вводное слово учителя о художнике К.Е.Маковском.

Словесный

Слушают учителя

  • Маковский Константинович (20.06.1839- 17.09.1915), русский художник.  К. Маковский был старшим сыном в семье известного  московского художественного деятеля и художника – любителя Егора Ивановича Маковского. Все дети в этой семье, а их было четверо, воспитаны в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками.  «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя  не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», - писал на склоне лет К. Маковский. 
  •       В Московском училище живописи и ваяния, куда Маковский поступил в 1851 году, он учился легко и успешно, получая всевозможные награды.
  • В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2. Аналитическая работа.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Наблюдение, дискуссия. Просмотр слайдов, обсуждение и беседа.

Беседа по картине.
– Какое впечатление производит картина? ( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?) ( Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы).
– Какова композиция картины? (На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
– Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?
(Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
– Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле).
– Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона).
– Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).
– Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием причастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется причастием. (Дети дают формулировку правила).

  • Итак, ваша задача: создать как можно больше причастий и причастных оборотов, которые помогли бы вам написать сочинение.

3. Работа с группами.

Практический, взаимоконтроля,
наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля,  самоконтроля

Работа с текстом, поиск ответа на вопросы по группам.

Выполненная работа озвучивается.

Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Работаем по группам (дети озвучивают написанные  словосочетания).
1 группа – описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).
2 группа – описание пейзажа (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).
3 группа – описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).
4 группа - Словарная работаПрочитайте предложенные ниже словарные материалы. Выпишите в один столбик причастия, в другой - деепричастия.
Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.

4. Составление плана сочинения

 

Составление плана сочинения.

Примерный план сочинения:

  • Сюжет картины К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
  • Пейзаж, изображенный на картине.
  • Описание главных героев.
  • Чувства, которые испытывают сестры.
  • Внешний вид девочек
  • Мое впечатление от картины.

Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него. Если подберёте эпиграф – это будет здорово.

5. Выводы

Метод поискового обобщения

Обобщение  полученных на уроке сведений, защита собственного текста

Итак, вы подобрали рабочие материалы, которые станут основой вашей домашней работы.
Теперь ваша задача - обобщить собранные впечатления и написать сочинение.

 

2. Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный

Самоанализ.

Был ли урок интересным? Если нет, то почему?
Что понравилось? Не понравилось?

4. Домашнее задание

Словесный, наглядный

Получение домашнего задания

 

 

Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Приложение.
Карточка№1
1.Вставить пропущенные буквы
Уд _вительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.
Лениво пробежал ветерок, пров_рчал, проб_рмотал первый гром, тучи постепенно зав_локли, зат_нули, закрыли, повис­ли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.
2. Определить троп (выделенные слова)

Карточка№2
Т_желые взрывы ухали за г_ризонтом, м_лькали вспышки молний, молнии яркие, осл_пительные, огнен_ые, гроза шумела, наб_рала силу.
Слова с безударными гласными: л_ниво, б_жали, зат_нуло, осле_пительная, уд_вительное
2. Определить троп (выделенные слова)
Карточка№3
Словарная работаПрочитайте предложенные ниже словарные материалы. Выпишите в один столбик причастия, в другой - деепричастия.
Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.
Звуки грозы
-  А сейчас я предлагаю окунуться в мир природы  и прослушать звуки  грозы   http://www.samoylenko.info/music/