ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

    Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей № 3

Особенности

 поэтического видения мира

  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

 

                                                                                                                              Учитель русского языка и литературы
Михалёва Людмила Петровна

 

2013

Особенности поэтического видения мира  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

    Воспитание вдумчивого, внимательного к поэтическому слову читателя – одна из важнейших задач учителя-словесника. Постижение поэтического мира мастера слова может осуществляться различными путями. Главная цель учителя, ведущего своих учеников по любому из этих путей, - научить увидеть и понимать, в чем заключается неповторимость, индивидуальность автора прочитанных текстов. Очевидно, что творческая индивидуальность проявляется не столько в тематике и проблематике (у многих поэтов можно найти общие темы), сколько в особенностях стиля. Умение находить в тексте стилеобразующие элементы свидетельствует о высокой читательской компетенции.
Учитель должен помочь школьнику стать таким квалифицированным читателем, то есть научиться формулировать центральные понятия художественного  мира поэта, определять характер лирического героя стихотворений, видеть сквозные образы и  мотивы поэта, характерные для него поэтические приемы и т.д.
 Наиболее плодотворен этот поиск при сопоставительном анализе лирических текстов.
Предлагаю в качестве примера конспект урока, основанного на сопоставлении текстов стихотворений Фета и Тютчева. Этому занятию предшествовал урок, посвященный знакомству с биографией Фета и Тютчева. Форма урока – представление презентации с использованием компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

  Урок по литературе.
Автор: Михалёва Людмила Петровна (МОБУ Лицей №3)
Класс: 10
Учебник: литература 10 класс

Тема занятия: Особенности поэтического видения мира Ф.И.Тютчева и А.А. Фета

Цель урока: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения;
Цели:
          Обучающие: совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева; подготовка к сочинению – анализу стихотворения;
Развивающие: развитие навыков сравнительного анализа поэтических текстов;

  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

развитие образного мышления;
развитие умений анализировать и синтезировать;
развитие навыков сопоставительного анализа;

  • развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
  • развитие устной речи учащихся, коммуникативных навыков; развитие навыков выразительного чтения.
  • Воспитательные: Воспитание эстетически развитого, вдумчивого читателя;
  • воспитание уважения к художественному слову; 
  •  формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса,

Планируемые результаты:
Предметные: Помочь учащимся почувствовать своеобразие художественного мира поэтов; развивать умения анализировать поэтическое произведение; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя. обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности лирики Фета и Тютчева, провести параллели в их творчестве, обобщить и актуализировать ранее полученные знания.

  • Межпредметные: Умение мотивированно оценивать свои поступки в ситуации выбора, использовать полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
  • Метапредметные: Смысловое чтение. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая этические нормы общения.
  • Личностные: Воспитание интереса к художественному слову через  разнообразные формы организации учебной деятельности. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.  Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.

Понятия: лирика, лирический герой, изобразительно-выразительные средства.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Вид используемых ИКТ: презентация, (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы:  www.ruspoet.ru/012.html  ,www.lesliekirc.net/stonecircle/eildons.html,www.undiscoveredscotland.co.uk/usbiography/pq...,
www.houseofharden.com/cowdenknowes/rhymer.htm
Материалы и оборудование: \

  • распечатки стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, которые будут звучать на уроке,
  • презентация в формате «Power Point»
  • распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Сны», А.А. Фет «На стоге сена ночью  южной…»).

 

-аудиозапись романсов на стихи Тютчева в исполнении Лемешева, Д.Хворостовского, подборка репродукций картин Клода Моне.
Литература:  
Литература: Справ. шк./сост. Н.Г.Быкова, М., 1997.
Благой Д.Д. Афанасий Фет - поэт и человек // Фет А. Воспоминания / Предисл. Д. Благого. Сост. и прим. А. Тархова, М.: Правда, 1983.
Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев (биографический очерк), М., 1977
Эпиграфы: «Я во всем и все во мне» Ф.И.Тютчев
«Целый мир от красоты» А.А. Фет

План урока:

  • Оргмомент (1 мин.).
  • Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи; 3 мин.).
  • Слово о Тютчеве (8 мин).
  • Комментированное чтение стихотворения Тютчева (13мин.)
  • Слово о Фете (7 мин.)
  • Комментированное чтение стихотворения Фета (10 мин.)
  • Итог урока (2 мин.).
  • Домашнее задание (1 мин.).

 

 

План урока

Методы
обучения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Организационный момент
(1 мин.).

 

 

 

 

 

Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи;
( 3 мин.).

 Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Самоорганизация на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя

 Организация  учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя.
Прежде, чем мы начнём урок,  я предлагаю разделиться ребятам  на 2 группы.
Класс небольшой, поэтому это будет удобно .
Выберите, пожалуйста, своего капитана, его помощника, и пару хороших чтецов, которые будут выступать от вашей творческой группы.
ПРЕДЛАГАЮ: за каждый правильный ответ команда получает фишку.
Кажется А.де Экзюпери сказал, что самая большая роскошь в жизни человека – это роскошь человеческого общения. Сегодня , я надеюсь, впервые  общаясь друг с другом, мы получим как моральное, так и эстетическое удовольствие от общения не только друг с другом, но и с высокой поэзией.
Звучат 2 романса на стихи  Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.
-  Можете ли вы сказать, кто авторы стихов этих 2-х романсов? ( Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и все былое…» и А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский,)
На предыдущих уроках  вы познакомились с их творчеством.
Слайды 1,2. 

Сообщение темы урока.
Постановка проблемы.

Словесный, познавательный, эвристический

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отвечают на вопросы учителя

Сегодня у нас обобщающий урок по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, который мы проведём  в творческих группах.
Слайд 3.   Итак, тема нашего урока : «Особенности поэтического видения мира Ф.И.Тютчева и А.А. Фета»
Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.
Я предлагаю вам
продолжить знакомство с особенностями мировосприятия этих поэтов.
Выявить сходства и различия их творческого мироощущения.
Анализируя стихотворения,
- развивать способность наблюдать за движением авторской мысли.
- Развивать способность видеть художественные образы в тексте.
Увидеть точки соприкосновения и расхождения в поэтических мирах двух авторов.
Слайд 3. 
Эпиграфами к уроку я бы хотела взять слова Тютчева :
«Я во всем и все во мне» и        
«Целый мир от красоты» А.А. Фета.
Прежде, чем вы приступите к анализу предложенных стихотворений, я хотела бы провести тест-опрос на проверку полученных знаний о творчестве  Тютчева и  Фета. Назовём условно 1 группу тютчевцами, 2-ю – фетовцами.
Я озвучиваю некоторые характеристики поэтического мира этих поэтов, а ребята должны, посоветовавшись, ответить, к кому они  относятся. (Поднять руку.)
За правильный ответ команда получает фишку.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить».
Стихи Тютчева красивые, глубокие. Поэт не создавал поэм, его стихи – короткие.
Написал  больше четырехсот лирических  фрагментов. 
Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов:  Тютчеву  «доступны  и  знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Знамениты  романсы  на  стихи  Тютчева:  «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение.
Основные темы и мотивы лирики:
1. Поэт и поэзия.
2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества.
3. Природа.
4. Любовь.5. Россия.6. Христианские мотивы.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (Варламов) и др.
Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство.
Итак, Ф. И. Тютчев  (1803-1873) и А.А. Фет (1920-1892).
Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.
Прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем вы говорили на предыдущих уроках. Распределите следующие характеристики на две группы:
1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.
1..Логизация хаоса.2. «Мысль, чувствующая и живая».
3. Иррациональность и внелогичность. 4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия. 5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения». 6. Эстетизация окружающего мира.7. Трагическое мироощущение. 8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.9.Колдовская музыкальность.10. «Тайновидец природы».11. «Самая ночная душа русской поэзии». 12.Ощущение счастья бытия. 13. Идеализация любви. 14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

  1. А теперь проверьте себя:

 ТЮТЧЕВ
•Логизация хаоса
•«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
•Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
•Трагическое мироощущение
•«Тайновидец природы»
•«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
•Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
ФЕТ
•Иррациональность и внелогичность
•Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
•Эстетизация окружающего мира.
•Полутона и смутные оттенки душевных движений.
•Колдовская музыкальность
-Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
•Ощущение счастья бытия
•Идеализация любви

 

2. Аналитическая работа  с текстом

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Наблюдение, дискуссия. Просмотр слайдов, обсуждение и беседа

Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, писал: « Кто действительно любит поэзию, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения. Поэтому не каждому дано испытать наслаждение чудом истинной поэзии…»

1. Работа с творческими группами

Практический, взаимоконтроля,
наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля,  самоконтроля

Работа с текстом, поиск ответа на вопросы группы.

Формирование умения  находить в тексте нужную информацию; направлять и корректировать извлечённую информацию. Формирование умения самостоятельной работы; формирование познавательной активности через творческое задание.
Работа в группах. Общий вопрос группам: «

3. Выводы

Метод поискового обобщения

Обобщение  полученных на уроке сведений, защита собственного мнения

-

2. Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный

Самоанализ

Составление синквейна:
Поэт-пантеист
восторженный , правдивый
Печалится, путешествует, чувствует,
Остался самим собой
Поэт.

4. Домашнее задание

 

 

Словесный, наглядный

Получение домашнего задания

 

 

Домашнее задание:
Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.
(Анализ стихотворения)