Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей № 3
Особенности
поэтического видения мира
Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Учитель русского языка и литературы
Михалёва Людмила Петровна
2013
Особенности поэтического видения мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Воспитание вдумчивого, внимательного к поэтическому слову читателя – одна из важнейших задач учителя-словесника. Постижение поэтического мира мастера слова может осуществляться различными путями. Главная цель учителя, ведущего своих учеников по любому из этих путей, - научить увидеть и понимать, в чем заключается неповторимость, индивидуальность автора прочитанных текстов. Очевидно, что творческая индивидуальность проявляется не столько в тематике и проблематике (у многих поэтов можно найти общие темы), сколько в особенностях стиля. Умение находить в тексте стилеобразующие элементы свидетельствует о высокой читательской компетенции.
Учитель должен помочь школьнику стать таким квалифицированным читателем, то есть научиться формулировать центральные понятия художественного мира поэта, определять характер лирического героя стихотворений, видеть сквозные образы и мотивы поэта, характерные для него поэтические приемы и т.д.
Наиболее плодотворен этот поиск при сопоставительном анализе лирических текстов.
Предлагаю в качестве примера конспект урока, основанного на сопоставлении текстов стихотворений Фета и Тютчева. Этому занятию предшествовал урок, посвященный знакомству с биографией Фета и Тютчева. Форма урока – представление презентации с использованием компьютерных технологий.
Урок по литературе.
Автор: Михалёва Людмила Петровна (МОБУ Лицей №3)
Класс: 10
Учебник: литература 10 класс
Тема занятия: Особенности поэтического видения мира Ф.И.Тютчева и А.А. Фета
Цель урока: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения;
Цели:
Обучающие: совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева; подготовка к сочинению – анализу стихотворения;
Развивающие: развитие навыков сравнительного анализа поэтических текстов;
- создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
развитие образного мышления;
развитие умений анализировать и синтезировать;
развитие навыков сопоставительного анализа;
- развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
- развитие устной речи учащихся, коммуникативных навыков; развитие навыков выразительного чтения.
- Воспитательные: Воспитание эстетически развитого, вдумчивого читателя;
- воспитание уважения к художественному слову;
- формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса,
Планируемые результаты:
Предметные: Помочь учащимся почувствовать своеобразие художественного мира поэтов; развивать умения анализировать поэтическое произведение; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя. обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности лирики Фета и Тютчева, провести параллели в их творчестве, обобщить и актуализировать ранее полученные знания.
- Межпредметные: Умение мотивированно оценивать свои поступки в ситуации выбора, использовать полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
- Метапредметные: Смысловое чтение. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая этические нормы общения.
- Личностные: Воспитание интереса к художественному слову через разнообразные формы организации учебной деятельности. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.
Понятия: лирика, лирический герой, изобразительно-выразительные средства.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Вид используемых ИКТ: презентация, (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы: www.ruspoet.ru/012.html ,www.lesliekirc.net/stonecircle/eildons.html,www.undiscoveredscotland.co.uk/usbiography/pq...,
www.houseofharden.com/cowdenknowes/rhymer.htm
Материалы и оборудование: \
- распечатки стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, которые будут звучать на уроке,
- презентация в формате «Power Point»
- распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Сны», А.А. Фет «На стоге сена ночью южной…»).
-аудиозапись романсов на стихи Тютчева в исполнении Лемешева, Д.Хворостовского, подборка репродукций картин Клода Моне.
Литература:
Литература: Справ. шк./сост. Н.Г.Быкова, М., 1997.
Благой Д.Д. Афанасий Фет - поэт и человек // Фет А. Воспоминания / Предисл. Д. Благого. Сост. и прим. А. Тархова, М.: Правда, 1983.
Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев (биографический очерк), М., 1977
Эпиграфы: «Я во всем и все во мне» Ф.И.Тютчев
«Целый мир от красоты» А.А. Фет
План урока:
- Оргмомент (1 мин.).
- Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи; 3 мин.).
- Слово о Тютчеве (8 мин).
- Комментированное чтение стихотворения Тютчева (13мин.)
- Слово о Фете (7 мин.)
- Комментированное чтение стихотворения Фета (10 мин.)
- Итог урока (2 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.).
План урока |
Методы |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Организационный момент
Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи; |
Словесный, метод мотивации учебной деятельности |
Самоорганизация на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя |
Организация учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя. |
Сообщение темы урока. |
Словесный, познавательный, эвристический |
Слушают учителя
отвечают на вопросы учителя |
Сегодня у нас обобщающий урок по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, который мы проведём в творческих группах.
ТЮТЧЕВ
|
2. Аналитическая работа с текстом |
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся |
Наблюдение, дискуссия. Просмотр слайдов, обсуждение и беседа |
Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, писал: « Кто действительно любит поэзию, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения. Поэтому не каждому дано испытать наслаждение чудом истинной поэзии…» |
1. Работа с творческими группами |
Практический, взаимоконтроля, |
Работа с текстом, поиск ответа на вопросы группы. |
Формирование умения находить в тексте нужную информацию; направлять и корректировать извлечённую информацию. Формирование умения самостоятельной работы; формирование познавательной активности через творческое задание. |
3. Выводы |
Метод поискового обобщения |
Обобщение полученных на уроке сведений, защита собственного мнения |
- |
2. Рефлексия |
Метод контроля, |
Самоанализ |
Составление синквейна: |
4. Домашнее задание
|
Словесный, наглядный |
Получение домашнего задания
|
Домашнее задание: |