Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей № 3
использование ИКТ
в преподавании русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
Михалёва Людмила Петровна
2013 г.
использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы
Сегодня модернизацию образования невозможно представить без новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных (ИКТ).
Вначале я скептически относилась к их применению на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ученика, а не «технотизировать» его личность. Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
- Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки (в 2004г. прошла курсы по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника», Мicrosoft “Партнёрство в образовании» на базе учебного центра Мicrosoft «Академия учителей» при СЦРО)
- Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка).
И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!
Теперь компьютер - мой первый советчик и помощник.
2слайд . Методическая тема, над которой я работаю – «использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы».
3 слайд. Целью своей работы считаю:
- Повышение мотивации обучения.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
4 слайд. Задачи, которые ставлю перед собой:
- Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
- Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
- Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
5 слайд . Пути реализации этих задач вижу в
- Подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
- Олимпиады по русскому языку и литературе.
- Неделя русского языка и литературы.
- Литературно-музыкальные композиции.
- Сотрудничество со школьной газетой «Бригантина»
- Участие в конкурсе школьных газет «Пёстрая сорока»
Все мы знаем известное высказывание: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.
Как говорят мудрецы: «Многому учишься у учителей. Еще больше узнаешь от коллег. Но больше всего учишься у учеников». Действительно, сегодня они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.
Сегодня необходимо, чтобы учитель-предметник умел…
Использование ИКТ при обучении ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети
- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
- формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
11. ИКТ дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
12. Электронные учебники, энциклопедии, презентации, онлайн-тесты
помогают сделать урок более эффективным.
13. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:
- мультимедийной школьной лекции,
- урока - наблюдения,
- урока - семинара,
- урока – практикума,
- урока - виртуальной экскурсии.
14, 15,16 - коллаж
17. Использование ИКТ заключается в следующих видах деятельности:
1. Тестирование
2. Тренажеры по русскому языку
3. Презентации
4. Проекты
5. ЦОР на уроках русского языка и литературы
6. Видеоуроки
24. ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...
- фотографии,
- видеофрагменты,
- текстовые документы,
- звукозаписи,
картографические материалы или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
25. Каковы задачи ЦОР?
- Помощь учителю при подготовке к уроку.
- Помощь учителю при проведении урока.
- Помощь учащимся при подготовке домашнего задания
26. Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся. Так, с его использованием провожу уроки в 11 классе « Готовимся к ЕГЭ». Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.
- Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.
Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.
Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя, очень часто с учащимися находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их
__________________________________________________________________
ИКТ позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, проигрыватель, таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все видео- аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы к урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда.
____________________________________________________________________________
29.-30. В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 9 классе – романа «Евгений Онегин». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. При контроле знаний уч-ся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты.
34. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок.
35. Великое достижение современности – Интернет.
Интернет – замечательный помощник на уроке! Он помогает виртуально посетить Ясную Поляну, побродить по толстовским местам или послушать экскурсовода в музее С.А.Есенина Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
в селе Константиново!
36. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
38. Хочется отметить, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам.
Презентации позволяет представить учебный материал в виде ярких образов, дают исчерпывающую информацию. В этом случае задействованы не только зрительная и слуховая память, но ассоциативный вид памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся легко превращаются в фактический материал.
39-40. Интернет помогает подобрать музыкальное сопровождение к урокам литературы.
Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, Н. Гумилёва, которые редко можно найти на CD дисках, неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.
___________________________________________________________________
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в прошлом учебном году в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект - Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках.
В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на уроках литературы.
Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.\
__________________________________________________________________________________________
ИТАК, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне:
- реализовать идею развивающего обучения
- повысить темп урока
- сократить потери рабочего времени
- до минимума
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
46. НО!!! Компьютер не может заменить учителя и учебник
- Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
Мои педагогические сообщества:
МЕТОДИСТЫ - профессиональное сообщество педагогов
Школьный портал «ПроШколу.ру»
«Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру)
Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет
Сеть творческих учителей
Единая образовательная сеть "Дневник.ру"