ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей № 3

 

использование ИКТ
 в преподавании русского языка и литературы 

 

          

         

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы
Михалёва Людмила Петровна

 

 

 

 

                                                                                                                                             

 

 

 

2013 г.

использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы 
Сегодня модернизацию образования невозможно представить без новых технологий, в том числе и   компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных (ИКТ).
Вначале я скептически относилась к их применению на уроках, считая, что они умаляют роль учителя на уроке, а на уроках литературы нужно воспитывать и развивать эмоциональную сферу ученика, а не «технотизировать» его личность.  Но постепенно, начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась.
Моя подготовка в этой области складывалась из  нескольких этапов:

  1.  Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).

      2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки (в 2004г. прошла курсы по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника», Мicrosoft “Партнёрство в образовании» на базе учебного центра Мicrosoft «Академия учителей» при СЦРО)

  1. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе  (теоретическая подготовка).

  И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня  компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!
Теперь компьютер - мой первый советчик и помощник.
2слайд . Методическая тема, над которой я работаю – «использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы».
 3 слайд. Целью своей работы считаю:

  1.  Повышение мотивации обучения.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.

4 слайд. Задачи, которые ставлю перед собой:

    • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
    • Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
    • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

5 слайд . Пути реализации этих задач вижу в

  • Подготовке  к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
  • Олимпиады по русскому языку и литературе.
  • Неделя русского языка и литературы.
  • Литературно-музыкальные композиции.
  • Сотрудничество со школьной газетой «Бригантина»
  • Участие в конкурсе школьных газет «Пёстрая сорока»

      Все мы знаем известное высказывание: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.
Как говорят мудрецы: «Многому учишься у учителей. Еще больше узнаешь от коллег. Но больше всего учишься у учеников». Действительно, сегодня они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.
Сегодня  необходимо, чтобы учитель-предметник умел…
    Использование ИКТ при обучении ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети

  • с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; 
  • более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
  • формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
  • расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

    11. ИКТ дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.  
12. Электронные учебники, энциклопедии, презентации, онлайн-тесты
помогают сделать урок более эффективным.
13. Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:
- мультимедийной школьной лекции,

  • урока - наблюдения,
  • урока - семинара,
  • урока – практикума,
  • урока - виртуальной экскурсии.

14, 15,16 - коллаж
    17. Использование ИКТ заключается в следующих видах деятельности:
1. Тестирование
2. Тренажеры по русскому языку
3. Презентации
4. Проекты
5. ЦОР на уроках русского языка и литературы
6. Видеоуроки
24. ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...

  • фотографии,
  • видеофрагменты,
  • текстовые документы,
  • звукозаписи,

картографические материалы  или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
25. Каковы задачи ЦОР?

  • Помощь учителю при подготовке к уроку.
  • Помощь учителю при проведении урока.
  • Помощь учащимся при подготовке домашнего задания

26.    Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю  на уроке контроля знаний обучающихся. Так, с его использованием  провожу   уроки в 11 классе « Готовимся к ЕГЭ».  Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.

  • Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

        Хорошо продуманный  и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.
Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя, очень часто с учащимися  находим готовые презентации к урокам  в Интернете и используем их
__________________________________________________________________
      ИКТ позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, проигрыватель, таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все видео- аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы к урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда.
____________________________________________________________________________
29.-30.  В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению.  Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 9 классе – романа «Евгений Онегин». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. При контроле знаний уч-ся в конце учебного года пользуюсь разделом  «Тесты.

34.  Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто  не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный  урок.
35. Великое достижение современности – Интернет.
   Интернет – замечательный помощник на уроке! Он помогает виртуально посетить  Ясную Поляну, побродить по толстовским местам или послушать экскурсовода в музее С.А.Есенина Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
в селе Константиново!
36. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
38.    Хочется отметить, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней  совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная  и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам.
Презентации позволяет представить учебный материал в виде  ярких образов, дают исчерпывающую  информацию. В этом случае задействованы не только зрительная и слуховая память, но ассоциативный вид памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся  легко превращаются в  фактический материал.
39-40. Интернет помогает  подобрать музыкальное сопровождение к урокам литературы.
Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, Н. Гумилёва, которые редко можно найти на CD дисках, неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.
___________________________________________________________________
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием  программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать  и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в прошлом учебном году в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма,  совместный  проект - Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках.
В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы  часто используя     на уроках литературы.
Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.\
__________________________________________________________________________________________
ИТАК,  применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет мне:

  • реализовать идею развивающего  обучения
  • повысить темп урока
  • сократить потери рабочего времени
  •  до минимума
  •  наполнить уроки новым содержанием;
  •  развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность    учащихся;

46. НО!!! Компьютер не может заменить учителя и учебник

  • Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы   позволили мне реализовать идею развивающего  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками  погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

 

Мои педагогические сообщества:
МЕТОДИСТЫ - профессиональное сообщество педагогов
Школьный портал «ПроШколу.ру»
«Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру)
Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет
Сеть творческих учителей
Единая образовательная сеть "Дневник.ру"