ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Эссе учителя начальных классов МОБУ Лицея №3

Зима Елены Александровны

«Я – учитель»

 

      Родители учеников говорили мне: "Вы - учитель от Бога ", я опускала глаза, стеснялась... Сейчас, когда вижу результаты своих стараний, понимаю, что учитель-начало всех начал.

Каждая клеточка моего сознания и подсознания пронизана педагогикой. Да...

Учитель - бабушка, учитель - мама, учителя - мои любимые дяди и тетушки.

Всё моё детство-это один веселый педагогический совет, на котором семья делилась педагогическим опытом.

- Представляете сегодня у меня на химии....

- А мои на литературе...

- Это что! Вот мой 10Б - вот это дети!!!

  И так каждый семейный праздник, разговоры только о школе. Учительские туристические слеты, праздники, конкурсы, дипломы и призы, которые готовила бабушка учителям, она у нас была директором школы. Постоянное движение вперед заряжало нашу семью на подвиги.

    Говорят, мужья учителей получают мало внимания и устают от тетрадок. Нет! Это не про нашу педагогическую династию. Супруги моих тетей по сей день гордятся жёнами - учительницами, помогают мастерить пособия, подкручивать парты.

Помню, как в детстве, долгими ночами заполняла с мамой классный журнал, проверяла тетради, училась писать планы уроков. А какой красивый почерк был у мамы, родные мамины буквы! Сейчас в  каждой своей букве чувствую маму....

С самого детства с нетерпением ждала тот самый мой первый урок. Рисовала пособия, готовила карточки с примерами и раздавала куклам.

   А потом появились сестренки - близняшки, и началось моё педагогическое счастье!!! Папа повесил в комнате доску, купил мел.

Уже в четыре года, мои первые ученицы читали!

Потом потянулись соседские ребятишки с мамами.

- Леночка, моего научишь читать?

- А моего? В школе одни двойки!

- Научу, конечно научу!!!

В пятом классе  учителя смело оставляли меня за старшую и знали, что Лена проведет отличный урок и проверит тетради.

Какое это счастье - быть учителем!!!

Наверное, я и в прошлой жизни была педагогом.

Раньше, тогда - да! Господь доверил мне детей, и нужно нести эту миссию до конца!

Нести с улыбкой, без сетований, и ради этого стоит жить!!!!

28 10 20

 

 

Урок по русскому языку.
Авторы:Михалёва Людмила Петровна (МОБУ Лицей №3)
Класс:6
Учебник: Русский язык
Авторы: С.И.Львова
Тема занятия:Подготовка к сочинению по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Цель урока: Продолжить обучение написанию сочинений по картине.

Обучающая: Рассмотреть выразительные возможности причастий и деепричастий. Совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера.
Развивающая: Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание.
Воспитывающая: Продолжить эстетическое воспитание.
Метапредметные: формирование умения взаимодействия в коллективе.
Планируемые результаты:

  • Предметные: Умение писать сочинение по картине.
  • Межпредметные: Умение мотивированно оценивать свои поступки в ситуации выбора, использовать полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, трансформировать словесные образы в зрительные.
  • Метапредметные: Смысловое чтение. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме. Способность участвовать в речевом общении,
  • Личностные: Воспитание интереса к художественному слову через  разнообразные формы организации учебной деятельности. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.  Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.

Понятия: тема, идея, композиция, портрет.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Вид используемых ИКТ: презентация,
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы:  http://images.yandex

Материалы и оборудование: Репродукция картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Презентация с картинами К. Е. Маковского в программе Power Point.
«Русский язык». Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 2 и Ч. 3
Технологическая карта урока


План урока

Методы
обучения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Организационный момент
2 мин.

 Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Самоорганизация на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя

 Организация  учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами известная картина замечательного русского художника-передвижника. (Слайд 1)
- Кто из вас знает, как называется эта картина?
Кто её автор? (Это репродукция  картины «Дети, бегущие от грозы» замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского».
- Где находится это полотно? ( В Третьяков­ской галерее).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Описывать картину)

  •  Назовите части речи, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках? (Причастие и деепричастие).
  • Чем интересно название картины? (В названии употреблен причастный оборот).
  • Почему, по-вашему, сегодняшний урок следует за темой «Деепричастие и причастие как особые формы глагола»?

(Очевидно, эти части речи помогут ярче и выразительнее описать предложенную картину).

1. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Словесный, познавательный, эвристический

Слушают учителя

 

 

 
Ученик читает
стихотворение   Федора Тютчева «Весенняя гроза».
(Слайд 3)

 

Мотивация учебной деятельности, целевая установка
- С чем у вас  ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»)
А какова «Весенняя гроза»
у Федора Ивановича Тютчева?
Давайте послушаем это замечательное стихотворение.    
Ваше восприятие тютчевской грозы?
( В стихотворении Ф. И. Тютчева  встречаются слова, обозначающие различные звуки.  Причём очень часто они  сопровождаются ярко  окрашенными словами. показана мощь грозы в стихотворении (грохочет,  как бы резвяся и играя, , гремят раскаты молодые, повисли перлы дождевые).    Грозе Тютчева  сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше  восприятие грозы).
А сейчас давайте окунёмся в мир природы  и прослушаем звуки  грозы.   http://www.samoylenko.info/music/
Когда вы смотрите на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», вы слышите эти звуки?

2.Вводное слово учителя о художнике К.Е.Маковском.

Словесный

Слушают учителя

  • Маковский Константинович (20.06.1839- 17.09.1915), русский художник.  К. Маковский был старшим сыном в семье известного  московского художественного деятеля и художника – любителя Егора Ивановича Маковского. Все дети в этой семье, а их было четверо, воспитаны в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками.  «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя  не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», - писал на склоне лет К. Маковский. 
  •       В Московском училище живописи и ваяния, куда Маковский поступил в 1851 году, он учился легко и успешно, получая всевозможные награды.
  • В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2. Аналитическая работа.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Наблюдение, дискуссия. Просмотр слайдов, обсуждение и беседа.

Беседа по картине.
– Какое впечатление производит картина? ( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?) ( Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы).
– Какова композиция картины? (На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
– Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?
(Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
– Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле).
– Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона).
– Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).
– Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием причастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется причастием. (Дети дают формулировку правила).

  • Итак, ваша задача: создать как можно больше причастий и причастных оборотов, которые помогли бы вам написать сочинение.

3. Работа с группами.

Практический, взаимоконтроля,
наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля,  самоконтроля

Работа с текстом, поиск ответа на вопросы по группам.

Выполненная работа озвучивается.

Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Работаем по группам (дети озвучивают написанные  словосочетания).
1 группа – описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).
2 группа – описание пейзажа (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).
3 группа – описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).
4 группа - Словарная работаПрочитайте предложенные ниже словарные материалы. Выпишите в один столбик причастия, в другой - деепричастия.
Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.

4. Составление плана сочинения

 

Составление плана сочинения.

Примерный план сочинения:

  • Сюжет картины К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
  • Пейзаж, изображенный на картине.
  • Описание главных героев.
  • Чувства, которые испытывают сестры.
  • Внешний вид девочек
  • Мое впечатление от картины.

Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него. Если подберёте эпиграф – это будет здорово.

5. Выводы

Метод поискового обобщения

Обобщение  полученных на уроке сведений, защита собственного текста

Итак, вы подобрали рабочие материалы, которые станут основой вашей домашней работы.
Теперь ваша задача - обобщить собранные впечатления и написать сочинение.

 

2. Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный

Самоанализ.

Был ли урок интересным? Если нет, то почему?
Что понравилось? Не понравилось?

4. Домашнее задание

Словесный, наглядный

Получение домашнего задания

 

 

Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Приложение.
Карточка№1
1.Вставить пропущенные буквы
Уд _вительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.
Лениво пробежал ветерок, пров_рчал, проб_рмотал первый гром, тучи постепенно зав_локли, зат_нули, закрыли, повис­ли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.
2. Определить троп (выделенные слова)

Карточка№2
Т_желые взрывы ухали за г_ризонтом, м_лькали вспышки молний, молнии яркие, осл_пительные, огнен_ые, гроза шумела, наб_рала силу.
Слова с безударными гласными: л_ниво, б_жали, зат_нуло, осле_пительная, уд_вительное
2. Определить троп (выделенные слова)
Карточка№3
Словарная работаПрочитайте предложенные ниже словарные материалы. Выпишите в один столбик причастия, в другой - деепричастия.
Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.
Звуки грозы
-  А сейчас я предлагаю окунуться в мир природы  и прослушать звуки  грозы   http://www.samoylenko.info/music/

 

Урок: литература
Класс: 11
Программа литературного образования. 5-11 классы. Автор: Т.Ф.Курдюмова
Тема урока: «Своеобразие лирики Б. Пастернака» («Загадка Сфинкса…»)
Тип урока: урок-исследование, урок-концерт
Форма урока: урок - эвристический семинар
Технологии: личностно ориентированного образования, использования средств ИКТ в предметном обучении.
Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение «MSPowerPoint» на базе “MSWindowsXP”; непосредственно презентация.

Цели урока
Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с  лирикой Б.Пастернака, используя средства ИКТ.

2. Через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия лирики Б.Пастернака включить их в поиск разгадки  его поэтического феномена (сделать их соавторами урока: выбор стихов, музыкального сопровождения, репродукций картин художников-пейзажистов).
Развивающие:

  1. Содействовать развитию:

- умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы;
- умения устанавливать связи с МХК через использование средств ИКТ;
- информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиаресурсов;
- воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
- умения общаться через работу в творческих группах;
- навыка рефлексивных действий.
Воспитательные:

  1. Способствовать формированию читательской культуры.
  2. Побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству Б.Пастернака, сказавшего гениальное слово в русской поэзии.

     3. Учиться наслаждаться чудом истинной поэзии

  1. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:
- портрет поэта
- выставка книг Б.Пастернака
- выставка книг о Б.Пастернаке
- рисунки художника Леонида Пастернака, отца поэта
- рисунки ребят («Моё восприятие поэзии Б.Пастернака»)
- аудиозаписи музыки Скрябина, Баха, Бетховена, Шопена, Грига, Глиэра.

Примечание. Учащиеся заранее получают задание:
- разделиться на творческие группы («поэты», «музыканты», «художники», «философы»), которые, зная тему предстоящего урока, должны обратиться к дополнительной литературе по творчеству Б.Пастернака, изучить её, подготовить своё «направление» в структуре урока ( выбор стихов, подбор музыки, поиск иллюстраций для создания заранее подготовленной презентации)
- предварительно ознакомившись со списком предложенных стихотворений, ученики должны осмыслить их, подготовить собственный анализ, либо дать собственное истолкование и оценку одного из них, прочитав стихотворение с выражением наизусть (ученики вправе выбрать для творческого осмысления любое понравившееся стихотворение вне списка)
- после того, как прозвучат все подготовленные к уроку стихотворения, возможен выбор лучшего, по мнению ребят, исполнителя стихотворения поэта.
- итогом работы на уроках должны стать «отгадки» загадочной, своеобразной поэзии великого поэта

Список предложенных для чтения и анализа  стихотворений:
« Мчались звёзды…»
« Определение поэзии» 
« После дождя»
« Когда разгуляется»
«Весна»
«Сирень»
« Нобелевская премия»
« О, знал бы я, что так бывает…»
« Гамлет»
« Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

 

Ход урока.
Слово учителя.
Продолжим знакомиться с творчеством Бориса Леонидовича Пастернака.
Лирика его сложна. Стихи Пастернака нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам. Его поэзия ждёт вдумчивого, углублённого постижения, требует усилия мысли…
Поэзию Пастернака называют «загадкой Сфинкса».
Давайте вместе попытаемся приоткрыть завесу этой тайны, разгадать поэтический феномен Пастернака.
   Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр».

Чтение стихотворения « Мчались звёзды…». ( Звучит «Лунная соната» Бетховена). ( Т\лит - аллитерация). ( Ассоциация – космичность в восприятии мира).

И прислушивался сфинкс к Сахаре…

Давайте и мы прислушаемся к поэзии Пастернака, вслушаемся в звучание его стихов, всмотримся в его поэтические образы…

? Каково отношение поэта к поэзии?
   Каково его определение поэзии?   ( Пастернак начал писать стихи поздно – в 22 года. Его творческая биография простиралась до 1960 года. (Творил 48 лет.) 

Чтение стихотворения « Определение поэзии». ( Звучит музыка Скрябина).
? Какие виды искусства, кроме литературы, легли, по-вашему, в основу утончённого мировосприятия Пастернака?
Живопись(цвет), музыка(звук) – органично вошли в ткань его стихов.
? Кто был для Пастернака кумиром в музыке?        ( Скрябин).Творческая группа «музыкантов» делает краткое сообщение об этом Маэстре.
( Раздаётся звонок. Голоса приближаются: «Скрябин!»
О, куда мне бежать от шагов моего божества! «1905год».)
? В чём заключалось новаторство Скрябина?     ( Светомузыка).

? Каковы ваши ассоциации во время прослушивания музыки Скрябина?
Какова, по-вашему, «светомузыка» стихов Пастернака?

Чтение стихотворения « После дождя». (Звучит музыка Шопена).
Обратите внимание, что у каждого из нас рождаются свои ассоциации…
Каждый по-своему чувствует, понимает поэта…
Правильно ли это?
Наверное, ответ можно найти в словах М.Цветаевой…(эпиграф)
( В одной из записей Пастернак сказал о читательском качестве: « Чтобы понимать стихи, то есть брать от них наибольшее, нужно воображение: быстрота и подвижность (гибкость) ассоциаций.»)

Бориса Леонидовича всегда влекла природа. И, продолжая традиции Фета, Тютчева, Пастернак в стихах изложил свою философскую концепцию мира, как будто предполагал, какие трудности ждут его читателя.

Чтение стихотворения « Когда разгуляется».  Звучит музыка Глиэра.
? Каково отношение поэта к природе? ( Храм, а не мастерская.)
Поэт назвал природу моделью «божьего мира».
Ранняя лирика поэта наполнена почти в буквальном смысле языческим преклонением перед природой. ( Поэт Виктор Боков назвал Пастернака «собеседником рощ»).

Чтение стихотворения «Весна». ( Звучит музыка Скрябина).
? Знакомясь со статьями критиков, посвященными творчеству П., какие вы отметили для себя наблюдения, помогающие разгадать тайну пастернаковского Сфинкса?  ( Стихотворение «Весна» выражает восторг и чувство внутреннего трепета. Восклицательные предложения, восторженные междометия создают приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюблённого в природу поэта.) Наверное, чуткий внутренний слух музыканта помог Пастернаку в этой поэтической зарисовке воспроизвести звуки пробуждающегося мира природы.

Чтение стихотворения « Сирень» (« Светает») из сборника «Сестра моя – жизнь», который, по мнению современников поэта, был одним из самых характерных, самых пастернаковских.      (Звучит музыка Шопена).
 Текст стихотворения предоставлен каждому ученику.
Анализируется стихотворение на лексическом уровне.
(Это поэтическое откровение, попытка «угадать», интуитивно постичь скрытые «тайны» природы…). Физически ощущается, как деревья, цветы, капли дождя живут в стихотворении своей жизнью.

   Чуть светает. Слышится лёгкий шелест листвы, к которой прикасается ветерок.
Покачивается на ветке «воробышек»…Вот незамысловатое содержание 1-й строфы.
Давайте вглядимся: можно различить 3 цвета: сероватый( утро) – цвет оперения птицы, едва различимый зелёный – именно такая в эту пору листва, сиреневый – у соцветий.
2 строфа. По саду пробегают первые лучи солнца. И он, «обрызганный, закапанный» прошедшим ночью дождём ( кстати, дождь – любимейшее явление природы Пастернака), загорается: в каждой капле – «запонке» вспыхивает синий огонёк («мильоны синих слёз»). Он «слепит» невольного наблюдателя. ( У каждого подлинного поэта есть свой элемент. Родной элемент у Пастернака – текущая вода, чаще всего – дождь. Он знаменует воздействие таинственной, внеземной силы на природу).
В этой строфе преобладает синий цвет. Но должны быть ещё и оттенки цветов. «Запонки» различны по величине, форме, в каждой из них отразилось небо.
По свидетельству А. Блока, который присутствовал на скрябиновсом эксперименте, звук ми вызывал у Скрябина, Римского-Корсакова одну цветовую ассоциацию – голубое!
И если пофантазировать, то звук ми и небесный цвет – пастернаковская цветомузыка этой строфы.
3-я и 4-я строфы – зарисовка ночного сада (контраст). Чёрный цвет ночи.         Тревожный аккорд: «забористая», «в окошко торкался», «ставень дребезжал».
5 строфа. Сад «разбужен», и «обводит день теперешними глазами анемон».
Та же цветовая гамма, та же звуковая тональность.
Стихотворение наполнено цветом. У Пастернака необычная, самобытная манера» мазка», как сказали бы о живописце.
По своей композиции это стихотворение напоминает СОНАТУ, сопровождающуюся цвето-световым эффектом.
Мир подвижен, стремителен, подвержен переменам и переходам.
Ритмика стихотворения, интонация и необычность синтаксиса приближены к разговорной речи. Неповторимая интонация, его умение совмещать в словаре ограничительно-житейское, почти бытовое («торкался») и необъятно-поэтическое, безграничное. Синтаксис гибок и верен голосу жизни, разговорной речи.
Стихотворение  звучит свежо.
В нём поэтический мир Пастернака естественно и преднамеренно сливается с миром природы и души человеческой. Ощущается очарование жизни и жизнью.

   Вслед за Тютчевым, Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык.
Поэтому в стихотворении» Светает» она не фон, не декорация, а действующее лицо.
Поэт  прислушивается к звукам природы, которые, подобно звукам музыкальных инструментов, входящих в состав оркестра, сливаются в симфонию, которую слышит поэт, да и не только слышит, а и «видит», как его вдохновитель – композитор Скрябин, обладавший так называемым «цветным слухом».

 

Пастернак боготворил природу, но она была не единственной темой его лирики. В ней своеобразно отражалось то непростое время, в котором он жил.

Чтение стихотворения« Нобелевская премия». ( Звучит музыка Баха).
? Как вы оцениваете это стихотворение? Какие оно вызывает ассоциации?
Валерий Брюсов говорил, что «его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности».
Чтение стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»
Это стихотворение было написано в 1931 году, во время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий.

Чтение стихотворения «Гамлет».  Комментарий к стихотворению. Анализ. (Глубина и эмоциональный накал).

Чтение стихотворения « Во всём мне хочется дойти до самой сути…»
                                                                                 ( Звучит музыка Глиэра).

В чём же заключается своеобразие лирики Бориса Пастернака?
Каковы разгадки его поэтического феномена?
(Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, писал: « Кто действительно любит поэзию, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения. Поэтому не каждому дано испытать наслаждение чудом истинной поэзии…»)

ВЫВОД. «Разгадки» поэтического феномена Пастернака:

- философское осмысление роли человека на земле, тонкость психологического анализа страстей и заблуждений человека
- единосущность человека и Природы
- сложность и философская глубина лирики
- гуманизм
- призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, чтобы не нарушить гармонию жизни
- правдивость, высочайшая степень художественной выразительности
- психологизм
- насыщенность метафорами
- попытка запечатлеть текучесть и слитность мыслей, чувств, картин
- раскованный синтаксис, похожий на речь удивлённого, внезапно заговорившего человека
- живописность и музыкальность
- «скрябинское» восприятие мира природы
- высокая ассоциативность мышления поэта
- метафоричность языка
- умение видеть мельчайшие детали
- эмоциональная интонация и т.д.
Восхищает то, с какой сосредоточенностью и проникновенностью вслушивается поэт в звучащее вокруг него бытие…

Рефлексия.
 ? Что понравилось на уроке? Не понравилось? Что удалось? Не удалось осуществить?
? Лучшие чтецы?
Выставление и комментирование оценок.
Задание на дом:
сочинение- анализ стихотворения Б. Пастернака (по выбору).

 

Рекомендуемая литература:
Б.А.Кац. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака Л.,1991
Я.Платек. «Верьте музыке» М.,1989
Б.Пастернак «Темы и вариации». С.-Петербург.Изд. «Азбука-классика». 2002
Б.Пастернак «Поэзия». Москва. Изд. АСТ.2003г
Д. Быков «Борис Пастернак» серия ЖЗЛ Москва, Молодая гвардия, 2008

    Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Лицей № 3

Особенности

 поэтического видения мира

  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

 

                                                                                                                              Учитель русского языка и литературы
Михалёва Людмила Петровна

 

2013

Особенности поэтического видения мира  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

    Воспитание вдумчивого, внимательного к поэтическому слову читателя – одна из важнейших задач учителя-словесника. Постижение поэтического мира мастера слова может осуществляться различными путями. Главная цель учителя, ведущего своих учеников по любому из этих путей, - научить увидеть и понимать, в чем заключается неповторимость, индивидуальность автора прочитанных текстов. Очевидно, что творческая индивидуальность проявляется не столько в тематике и проблематике (у многих поэтов можно найти общие темы), сколько в особенностях стиля. Умение находить в тексте стилеобразующие элементы свидетельствует о высокой читательской компетенции.
Учитель должен помочь школьнику стать таким квалифицированным читателем, то есть научиться формулировать центральные понятия художественного  мира поэта, определять характер лирического героя стихотворений, видеть сквозные образы и  мотивы поэта, характерные для него поэтические приемы и т.д.
 Наиболее плодотворен этот поиск при сопоставительном анализе лирических текстов.
Предлагаю в качестве примера конспект урока, основанного на сопоставлении текстов стихотворений Фета и Тютчева. Этому занятию предшествовал урок, посвященный знакомству с биографией Фета и Тютчева. Форма урока – представление презентации с использованием компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

  Урок по литературе.
Автор: Михалёва Людмила Петровна (МОБУ Лицей №3)
Класс: 10
Учебник: литература 10 класс

Тема занятия: Особенности поэтического видения мира Ф.И.Тютчева и А.А. Фета

Цель урока: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения;
Цели:
          Обучающие: совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева; подготовка к сочинению – анализу стихотворения;
Развивающие: развитие навыков сравнительного анализа поэтических текстов;

  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

развитие образного мышления;
развитие умений анализировать и синтезировать;
развитие навыков сопоставительного анализа;

  • развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
  • развитие устной речи учащихся, коммуникативных навыков; развитие навыков выразительного чтения.
  • Воспитательные: Воспитание эстетически развитого, вдумчивого читателя;
  • воспитание уважения к художественному слову; 
  •  формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса,

Планируемые результаты:
Предметные: Помочь учащимся почувствовать своеобразие художественного мира поэтов; развивать умения анализировать поэтическое произведение; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя. обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности лирики Фета и Тютчева, провести параллели в их творчестве, обобщить и актуализировать ранее полученные знания.

  • Межпредметные: Умение мотивированно оценивать свои поступки в ситуации выбора, использовать полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
  • Метапредметные: Смысловое чтение. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая этические нормы общения.
  • Личностные: Воспитание интереса к художественному слову через  разнообразные формы организации учебной деятельности. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.  Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.

Понятия: лирика, лирический герой, изобразительно-выразительные средства.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Вид используемых ИКТ: презентация, (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы:  www.ruspoet.ru/012.html  ,www.lesliekirc.net/stonecircle/eildons.html,www.undiscoveredscotland.co.uk/usbiography/pq...,
www.houseofharden.com/cowdenknowes/rhymer.htm
Материалы и оборудование: \

  • распечатки стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, которые будут звучать на уроке,
  • презентация в формате «Power Point»
  • распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Сны», А.А. Фет «На стоге сена ночью  южной…»).

 

-аудиозапись романсов на стихи Тютчева в исполнении Лемешева, Д.Хворостовского, подборка репродукций картин Клода Моне.
Литература:  
Литература: Справ. шк./сост. Н.Г.Быкова, М., 1997.
Благой Д.Д. Афанасий Фет - поэт и человек // Фет А. Воспоминания / Предисл. Д. Благого. Сост. и прим. А. Тархова, М.: Правда, 1983.
Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев (биографический очерк), М., 1977
Эпиграфы: «Я во всем и все во мне» Ф.И.Тютчев
«Целый мир от красоты» А.А. Фет

План урока:

  • Оргмомент (1 мин.).
  • Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи; 3 мин.).
  • Слово о Тютчеве (8 мин).
  • Комментированное чтение стихотворения Тютчева (13мин.)
  • Слово о Фете (7 мин.)
  • Комментированное чтение стихотворения Фета (10 мин.)
  • Итог урока (2 мин.).
  • Домашнее задание (1 мин.).

 

 

План урока

Методы
обучения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Организационный момент
(1 мин.).

 

 

 

 

 

Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи;
( 3 мин.).

 Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Самоорганизация на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя

 Организация  учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя.
Прежде, чем мы начнём урок,  я предлагаю разделиться ребятам  на 2 группы.
Класс небольшой, поэтому это будет удобно .
Выберите, пожалуйста, своего капитана, его помощника, и пару хороших чтецов, которые будут выступать от вашей творческой группы.
ПРЕДЛАГАЮ: за каждый правильный ответ команда получает фишку.
Кажется А.де Экзюпери сказал, что самая большая роскошь в жизни человека – это роскошь человеческого общения. Сегодня , я надеюсь, впервые  общаясь друг с другом, мы получим как моральное, так и эстетическое удовольствие от общения не только друг с другом, но и с высокой поэзией.
Звучат 2 романса на стихи  Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.
-  Можете ли вы сказать, кто авторы стихов этих 2-х романсов? ( Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и все былое…» и А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский,)
На предыдущих уроках  вы познакомились с их творчеством.
Слайды 1,2. 

Сообщение темы урока.
Постановка проблемы.

Словесный, познавательный, эвристический

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отвечают на вопросы учителя

Сегодня у нас обобщающий урок по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, который мы проведём  в творческих группах.
Слайд 3.   Итак, тема нашего урока : «Особенности поэтического видения мира Ф.И.Тютчева и А.А. Фета»
Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.
Я предлагаю вам
продолжить знакомство с особенностями мировосприятия этих поэтов.
Выявить сходства и различия их творческого мироощущения.
Анализируя стихотворения,
- развивать способность наблюдать за движением авторской мысли.
- Развивать способность видеть художественные образы в тексте.
Увидеть точки соприкосновения и расхождения в поэтических мирах двух авторов.
Слайд 3. 
Эпиграфами к уроку я бы хотела взять слова Тютчева :
«Я во всем и все во мне» и        
«Целый мир от красоты» А.А. Фета.
Прежде, чем вы приступите к анализу предложенных стихотворений, я хотела бы провести тест-опрос на проверку полученных знаний о творчестве  Тютчева и  Фета. Назовём условно 1 группу тютчевцами, 2-ю – фетовцами.
Я озвучиваю некоторые характеристики поэтического мира этих поэтов, а ребята должны, посоветовавшись, ответить, к кому они  относятся. (Поднять руку.)
За правильный ответ команда получает фишку.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить».
Стихи Тютчева красивые, глубокие. Поэт не создавал поэм, его стихи – короткие.
Написал  больше четырехсот лирических  фрагментов. 
Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов:  Тютчеву  «доступны  и  знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Знамениты  романсы  на  стихи  Тютчева:  «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение.
Основные темы и мотивы лирики:
1. Поэт и поэзия.
2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества.
3. Природа.
4. Любовь.5. Россия.6. Христианские мотивы.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (Варламов) и др.
Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство.
Итак, Ф. И. Тютчев  (1803-1873) и А.А. Фет (1920-1892).
Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.
Прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем вы говорили на предыдущих уроках. Распределите следующие характеристики на две группы:
1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.
1..Логизация хаоса.2. «Мысль, чувствующая и живая».
3. Иррациональность и внелогичность. 4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия. 5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения». 6. Эстетизация окружающего мира.7. Трагическое мироощущение. 8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.9.Колдовская музыкальность.10. «Тайновидец природы».11. «Самая ночная душа русской поэзии». 12.Ощущение счастья бытия. 13. Идеализация любви. 14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

  1. А теперь проверьте себя:

 ТЮТЧЕВ
•Логизация хаоса
•«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
•Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
•Трагическое мироощущение
•«Тайновидец природы»
•«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
•Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
ФЕТ
•Иррациональность и внелогичность
•Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
•Эстетизация окружающего мира.
•Полутона и смутные оттенки душевных движений.
•Колдовская музыкальность
-Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
•Ощущение счастья бытия
•Идеализация любви

 

2. Аналитическая работа  с текстом

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Наблюдение, дискуссия. Просмотр слайдов, обсуждение и беседа

Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, писал: « Кто действительно любит поэзию, тот уже привык, что истинные сокровища изящной словесности, как правило, нелегки для усвоения. Поэтому не каждому дано испытать наслаждение чудом истинной поэзии…»

1. Работа с творческими группами

Практический, взаимоконтроля,
наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля,  самоконтроля

Работа с текстом, поиск ответа на вопросы группы.

Формирование умения  находить в тексте нужную информацию; направлять и корректировать извлечённую информацию. Формирование умения самостоятельной работы; формирование познавательной активности через творческое задание.
Работа в группах. Общий вопрос группам: «

3. Выводы

Метод поискового обобщения

Обобщение  полученных на уроке сведений, защита собственного мнения

-

2. Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный

Самоанализ

Составление синквейна:
Поэт-пантеист
восторженный , правдивый
Печалится, путешествует, чувствует,
Остался самим собой
Поэт.

4. Домашнее задание

 

 

Словесный, наглядный

Получение домашнего задания

 

 

Домашнее задание:
Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.
(Анализ стихотворения)